Персонажи романа Булгакова живут, если задуматься, на очень маленьком пятачке. От Садового до Пречистенки помещается вся булгаковская Москва. Я принадлежу к поколению 90х. Для нас дом на Большой Садовой 32 не музей, а квартира. Куда можно было постучать и проводить время за долгими умными разговорами.
Меня всегда волновало, как можно родиться и прожить детство и юность в одном месте, а потом уехать в другой город и полюбить его сильнее, чем родину. Мне казалось, что тени и звуки детства, ускользающее и полузабытое, то, что не описать, а можно только почувствовать, из чего мы все состоим — все это остаётся в городе детства. Там, где бабушка, старая дача, узоры на обоях, глубокое темное озеро и дребезжащий из-за угла трамвай.
«Я приехал в Москву в конце 1921 года без денег и без вещей, приехал, чтобы остаться здесь навсегда», — писал Булгаков. На самом деле, впервые он приезжает в столицу в 1917 к своему дяде, врачу-гинекологу Н. М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Булгакову было 26 лет. Опустим сложные жизненные обстоятельства, пристрастие к морфию, поиски себя. Так или иначе Булгаков в Москве. Его адреса известны, а адреса самого популярного романа тоже практически очевидны.
Я почти каждый день хожу по Мансуровскому переулку.
Ходил по нему и Михаил Афанасьевич. И чаще всего бывал в доме под номером 9, где жили два его друга.
«В сухой зимний денек, особенно когда солнечно было, Михаил Афанасьевич появлялся у меня. Я жил недалеко, в Мансуровском переулке в небольшом деревянном доме. Перейдя Остоженку… можно было переулком спуститься к Москве-реке. Поэтому лыжи стояли у меня, и наша прогулка начиналась прямо из моего дома. Он оставлял свою зеленовато-серую доху до пят и из такого же американского медведя большую, налезавшую на уши ушанку, натягивал неизменный вязаный колпак, и мы, закрепивши лыжи уже во дворике дома, отправлялись в поход»,-вспомнинает Сергей Ермолинский.
Дом этот стоит рядом с домом архитектора Кузнецова. В обоих вот уже почти 100 лет живут поколения одной семьи. Ворота всегда закрыты. Окна плотно занавешены. Можно только наблюдать смену времен года за невысоким забором. Дом Мастера, как его называют булгаковеды, сохранился чудом. Он ничем не примечателен, кроме своих обитателей.
Усадьба в Мансуровском много раз переходила из рук в руки. Последним владельцем перед революцией был купец первой гильдии Сергей Владимирович Топленинов. Потом по наследству перешла, к его сыновьям Владимиру и Сергею. Владимир, старший, был актером, дружил с Луначарским, который поспособствовал тому, чтобы братьям вернули реквизированный в 1918 году дом. Сергей был художником-декоратором, макетчиком-исполнителем Малого театра, МХАТа. В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший — в нижнем полуподвальном этаже. Интересно, что Сергей Топленинов был женат на дочери архитектора Льва Кекушева, Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из знаменитого особняка на Остоженке.
Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь. Хотя многие с этим не согласятся.
Вот так выглядел особняк летом. Сейчас он опять кажется пустым и необитаемым.